Чудеса бывают!

Своей историей делится Дмитрий Кощеев, cтарший преподаватель департамента менеджмента НИУ ВШЭ в Перми

Чудеса бывают!

Кто из нас не говорил, что чудес на свете нет? Кто в минуту трудную не пенял на провиденье, не бранил его последним словом за то, что все счастливые случаи, все улыбки судьбы и все то, что в народе зовется чудом, кануло в лету оставшись только в детских сказках, на страницах пыльных книг да в старых преданьях, что по нашим деревням еще передают из уст в уста?

И все же чудесам случается бывать, они приходят внезапно, когда совсем не ждешь и часто по сущей мелочи, кою иной раз не приметишь, но в этом, пожалуй, и заключается главная тайна любого чуда: не увидев малого не познаешь бо́льшего, а кто в наши дни охотник за малым? Так и выходит, что живешь себе, живешь и не видишь чудес. И только много лет спустя, листая страницы прошлого, ты понимаешь, а чудо то было! И как ему ты не противился, как не искал другой судьбы оно все равно пришло.

Одним из главных чудес моей жизни стало поступление в пермский кампус НИУ ВШЭ. И вроде давно это было, вроде бы много воды утекло, а память моя до сих пор хранит живые картины тех благодатных летних дней. В середине 2012 года в июле месяце, когда, обыкновенно, вся Россия стонет от жары, духоты да горячего солнца, вместе с мамой мы приехали в Пермь подавать документы в главные вузы столицы Прикамской земли.

С Пермским классическим университетом (ПГНИУ) все оказалось просто: его городок приметный и разноликий, подымался широкой анфиладой у самого вокзала, и оттого найти его среди бесчисленных коробок серых зданий, зеленых улиц да широких дорог не составило труда. А вот с НИУ ВШЭ все оказалось гораздо сложней. Плохо зная город, долгими часами мы блуждали по просторам улиц, лужам площадей и зеленым островкам уставших от жары дворов да переулков, но заветный корпус так и не хотел попадаться на глаза.

Наконец, совсем измотавшись, устав от бесконечной ходьбы, духоты и июльского зноя мы обратились к прохожим, но те лишь удивленно качали головой: «Высшая школа экономики? Нет не слышали. Нет такого вуза в Перми». И только ближе к трем часам, на одной из пыльных улиц, когда уже хотелось все бросить, нам попался на глаза спешивший по своим делам мужчина, одетый в деловой костюм, носивший узкие очки за которыми таились большие умные и добрые глаза.

«Ищите Высшую школу экономики? Поступать хотите?» — деловито спросил он, — «Да вы совсем не туда зашли, садитесь на трамвай и езжайте вон в ту сторону». И рассказал нам как найти заветный адрес. Немного помолчав он улыбнулся и спросил: «А на какое направление вы хотите поступать?» «На историю», — ответил я. Мужчина снова улыбнулся: «А я как раз там и преподаю». Уже намного позже поступив на «Политологию», на первый курс, я узнал, что этого мужчину зовут Андрей Александрович Борисов, был он в то время руководителем кафедры социально-гуманитарных дисциплин и случайно оказался в тот самый июльский день, на той самой улице, где мы, заплутав, уже почти отчаялись найти главный корпус НИУ ВШЭ и уже собрались в обратный путь…

А дальше началась учебная пора. Жизнь студента любого вуза хорошо известна: утром подъем ни свет ни заря, а после — лекции, семинары да коллоквиумы, перерыв на обед в столовой и опять по круговой. И даже вечером, вернувшись домой с учебы, ты не видишь отдыха: легкий ужин, работа по дому, и вновь учеба, учеба допоздна.

Долго или коротко, а к середине первого курса специальность «Политология» мне изрядно наскучила, учеба давалась легко, но была однообразной, и, готовя домашние задания изо дня в день, я все больше понимал: этот путь не мой.

И все же, у всякого правила есть исключенье. Так и в этот раз, среди изучаемых наук оказалась одна дисциплина, к коей меня тянуло всей душой. Это была экономика, а вела ее в ту пору Лебедева Людмила Николаевна. И как вела! Можно было заслушаться, своими лекциями она научила нас любить и сложные индексы, и графики, и расчеты, и модели. Да так научила, что однажды после лекции я подошел к ней и прямо спросил: а как перевестись на профильное направление.

Людмила Николаевна все объяснила, вот только мест на экономическом факультете не оказалось. «Тогда иди на менеджмент», — сказала мне она, — «та же экономика, та же математика, а еще хороший иностранный язык, будешь счастлив, если это все тебе дано». А дальше начались настоящие чудеса, за пару дней до моего обращенья на профильный факультет там освободилось место. На это место уже нацелилось несколько студентов с других направлений, а выбрали из всех отчего-то меня.

Потом были будни, долгая работа, включая сдачу тех предметов, что проходили на направлении «Менеджмент» в первом полугодии. Самый забавный случай вышел, когда два экзамена поставили в один день друг за другом с разницей в пятнадцать минут. Дело было зимой, на втором курсе, аккурат перед новым годом. Нужно было идти в учебный офис и просить о переносе, но все чего я хотел — поскорее уехать на каникулы в родной город. Два экзамена в один день, так два экзамена, решил я. Пошел и сдал по расписанию, и оба — на отлично.

Когда настала пора поступать в магистратуру, вопрос решился сам собой: конечно пермская Вышка! Другого решения просто и быть не могло. Выбор в ту пору пал на направление ГМУ. А вот с диссертацией в магистратуре поначалу не заладилось. Тогда руководитель программы Зуева Елена Львовна предложила заняться разработкой направления, коего еще в бакалавриате я коснулся в одной студенческих работ: «Туристские кластеры». Тема по началу касалась несерьезной, а потом затянула с головой, став в конце концов одной из моих научных специализаций.

Главным человеком в моей академической жизни стала мой научный руководитель в магистратуре Ольга Юрьевна Исопескуль. Все что я знаю, все что умею научном поле, все чего достиг, всем я обязан ей. Работа над магистерской диссертацией, меж тем, оказалась неоднородной. Почти два года заняли обзор литературы и полевая работа, а на подготовку итогового текста почти не осталось времени. Сам не знаю, как, но его я написал за три дня и две ночи, работая почти без перерывов и без сна.

В последний день работы над текстом история вышла совсем смешной. Закончив вести семинары, за несколько часов до сдачи диссертации, я остался в пустой аудитории, дабы доделать работу до конца. Было тихо, уютно и тепло, но две бессонные ночи так некстати стали о себе напоминать. За монотонной работой, я и не заметил, как ко мне со спины шаг за шагом легкой поступью из темного угла подкрался глубокий морфей.

Проснулся я внезапно, с тяжелой головой, а когда поглядел на часы весь сон за мгновенье вышел. До сдачи диссертации оставалось полчаса. Что тогда я делал и как работал богу одному известно, а только к контрольному сроку было все сделано, все было завершено.

Сейчас, закончив уже магистратуру, и аспирантуру, завершая подготовку кандидатской диссертации, взглянув назад, я отчетливо понимаю: чудеса бывают

Как иначе чистейший гуманитарий, мечтавший всю жизнь стать историком, умудрился сдать и полюбить, и высшую математику, и теорию вероятности, и методы оптимальных решений и другие расчетные науки? Скажи мне кто об этом в старшей школе,  я бы не поверил. Вот только в Пермской Вышке возможно все, ведь именно здесь день за днем претворяются в жизнь самые смелые мечтанья, творятся самые настоящие чудеса. И у каждого такого чуда есть свой автор, и даже не один. Эти авторы — преподаватели, те, кто вели нас от первого дня на первом курсе до врученья диплома, те кто делили вместе с нами и успехи и невзгоды и те, кто просто был рядом все эти дни. Чудеса бывают, но не каждый их заметит и не все в них верят, а за каждым чудом стоят люди, те, кто знает и любит свое дело, а с таким подходом нам открыты все пути!